IMISP - Критическое мышление
БИЗНЕС-ШКОЛА ИМИСП
EN
+7 812 318-31-51
ПН-ПТ 9:00—18:00
 

 

Критическое мышление (Critical Thinking). Насколько этот навык важен в менеджменте?

Павлов Дмитрий Леонидович, ИМИСП

 

Фото: REUTERS/Sergei Karpukhin, взято с сайта www.weforum.org

***

Различные типы мышления – популярный сюжет в психологической и бизнес-литературе. В бизнес-школах развивают навыки стратегического мышления. Системного мышления. Концептуального мышления. Визуального мышления. Творческого мышления.

И критического тоже. Хоть и реже. Многие полагают, что это более – общечеловеческая область, чем профессиональная. Попробую коротко поделиться своими соображениями на этот счёт.

Через нас, как через фильтры на водоперекачивающей станции, проходят огромные объёмы информации.

За любой информацией стоят чьи-то интересы и деньги. Часто – большие. Информация становится всё более односторонней и ангажированной. Оказываясь в поле такой информации, человек, каким бы начитанным, образованным, интеллектуально развитым он ни был, быстро утрачивает навыки критического отношения тому, во что его заставляют поверить.

Если определить мышление как «выход за пределы имеющейся информации»1, то критическое мышление – особый тип мышления. Особое отношение (установка) к получаемой информации. Выход за её пределы для её же критического переосмысления.

Многие ставят критическое мышление на одну ступеньку с качественным мышлением, проводят знак равенства. Но по мне, критическое и качественное мышление соотносятся между собой как часть и целое.

Так, например, умение передать сложную мысль простыми словами – признак качественного мышления, но не факт, что человек, владеющий таким умением, будет автоматически критически мыслящим.

Ключевые признаки критического мышления2:

1. Потребность в дополнительных доказательствах, подтверждающих или оспаривающих полученную информацию

2. Умение задавать новые вопросы самому себе в отношении увиденного/услышанного

3. Открытость альтернативным точкам зрения («антиригидность»)

Критическое мышление – вершина пирамиды мыслительных умений человека в понимании выдающегося американского психолога, методолога обучения Бенджамина Блума (Benjamin Samuel Bloom)3.

Блум называет это умение оценкой (evaluation), связывает с ценностями (values), которыми руководствуется человек, но по сути говорит именно о критическом мышлении.

Учёные, развивающие учение Блума, выше умения «критически оценить» ставят умение «критически оценив, создать новое» (сreating).

Ресурс World Economic Forum в статье 10 ключевых умений, которые Вам нужны, чтобы процветать в Четвёртую Индустриальную Революцию (The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution) ставит критическое мышление на второе место после умения решать комплексные сложные проблемы (Complex Problem Solving).

Из всей литературы по теме, которая попадалась мне, наиболее интересной считаю «Психологию критического мышления» Дайаны Халперн (Diane Halpern) - американского психолога, в прошлом – президента Американской психологической ассоциации. Объемное, легко воспринимаемое и одновременно глубокое научное-популярное чтиво.

Много интересных непереведённых материалов от Мэттью Липмана (Matthew Lipman), основателя Института критического мышления (The Crirtical Thinking Community).

Насколько этот навык важен в менеджменте - определять каждому руководителю, формирующему или развивающему свою команду. Многое зависит от отрасли, особенностей корпоративной культуры и сложившейся (формализованной или нет) модели корпоративных компетенций.

Многое, очевидно, зависит от самого лидера, его ценностной и мировоззренческой платформы.


1 Брюнер (Bruner, 1957)

2 версия автора публикации

3 Теория Блума, если быть точным, называется Таксономия образовательных целей (Taxonomy of Educational Objectives). В более простом (бытовом) звучании – «Кубик Блума».