IMISP - Критическое мышление. Учимся задавать вопросы
БИЗНЕС-ШКОЛА ИМИСП
EN
+7 812 318-31-51
ПН-ПТ 9:00—18:00
 

Критическое мышление. Учимся задавать вопросы

Материал продолжает публикацию Критическое мышление. Насколько этот навык важен в менеджменте?! Автор - Д.Л.Павлов, директор по развитию и внешним связям ИМИСП

PavlovDec2017.jpg (293.57 KB)

© Фотоархив ИМИСП

Важнейший признак критического мышления умение задавать вопросы. Развитое умение задавать вопросы способствует удовлетворению потребности критически мыслящего человека в:

1. качестве получаемой информации, её:

  • Ясности
  • Точности
  • Конкретности
  • Релевантности (значимости)
  • Согласованности (последовательности)
  • Логичности
  • Глубине (фундаментальности)
  • Полноте

2. дополнительных доказательствах, подтверждающих или оспаривающих получаемую информацию.

«Искусству задавать вопросы научить намного труднее, чем искусству получать ответы» – утверждал Кен Уилбер, американский философ и писатель, автор концепции интегрального подхода.

Существуют ли инструменты и методики, способствующие развитию этого умения? Приведу примеры лишь трёх из них. Все они так или иначе упорядочивают, структурируют, категоризируют входящую информацию.

1. Метод "ПМ?" (Плюсы - Минусы - Вопросы)

Воспринимающий информацию разбрасывает её по трём "корзинам", выделяя компоненты положительного и отрицательного (по своей оценке) свойства, а также компоненты, вызвавшие вопросы. На следующем этапе идёт "уточняющая работа". В отношении каждого компонента информации каждой корзины формулируются вопросы, усиливающие, снижающие или проясняющие первичные оценки. 

CriticalThinking2-3.png (6.77 KB)

2. Метод "Ромашка Блума"

Бенджамин Блум - американский психолог, автор знаменитой пирамиды мыслительных умений (или таксономии), носящей его имя. Блум (Bloom) по-английски: цветок. В российской терминологической практике в отношении этого метода (наверное, по ассоциации с фамилией автора) закрепилось слово "Ромашка".

Метод типологизирует вопросы в привязке к уровням пирамиды. Шесть лепестков - шесть типов вопросов.

От простого к сложному. От установки на получение большего объема и уточнения информации к её интерпретации, гипотезам, сценарному планированию, оценке сценариев.

CriticalThinking2-1.png (46.17 KB)

3. Метод "Идеал" Джеймса Брэмсфорда

Метод предлагает сфокусироваться на главной проблеме, которую можно выделить в полученной информации. И на выборе её оптимального решения. Для этого воспринимающему предлагается пройти по 5 ступенькам вопросов.

Если в ситуацию вовлечены несколько человек, после индивидуальной работы целесообразно общее обсуждение. Дискуссия по заданному алгоритму с выходом на согласованное общее решение.

CriticalThinking2-2.png (19.02 KB)

Очевидно, что человек с развитым критическим мышлением не будет идти строго по предлагаемым "корзинам, лепесткам, ступенькам" - точные, правильные вопросы у него рождаются "сами по себе".

Но для такого чтобы выйти на такой уровень профессионализма (об оценке качества критического мышления, так называемых показателях целостного оценивания критического мышления (ПЦОКМ) - в одной из последующих публикаций), неплохо потренироваться в предложенных и других моделях.

Установка на критическое мышление + развитые навыки = важные составляющие критического мышления. А развитые навыки в любом деле это - тренировки, тренировки, тренировки!

© ИМИСП, опубликовано на сайте 01.02.18