IMISP - Взрослые должны учиться сами. Материал с А.И.Фёдоровым
БИЗНЕС-ШКОЛА ИМИСП
EN
+7 812 318-31-51
ПН-ПТ 9:00—18:00
 

Взрослые должны учиться сами: опытный преподаватель лишь помогает им.

об особенностях образования взрослых и о том, как это реализуется на практике в аудиториях Executive МВА, в кратком интервью с Андреем Фёдоровым, ИМИСП, исполнительным директором.

© фотоархив Коммерсант

Как бы Вы ответили на вопрос, почему в разговоре с Вами мы затронули именно эту тему?

Фёдоров:

Специфические закономерности образования взрослых или андрагогика - большой пласт науки, имеющий прикладное значение для отрасли, в которой работает ИМИСП. Это - часть нашей профессии и область лично моих интересов.

Как сформировался и в чём проявляется этот интерес?

Фёдоров:

Мне всегда было интересно, как взрослый человек получает новое знание, потребность в котором ощущает, и как передаёт его другим.

Этот интерес получил методическую подпитку, оформился во вторую профессию, благодаря работе в системе Открытого образовательного консорциума ЛИНК (LINK - Learning International Network). Топ-менеджер в реальном бизнесе, я многие годы в качестве тьютора сотрудничал с Открытой Школой Бизнеса (Санкт-Петербург), являющейся одним из нескольких десятков региональных центров ЛИНК в РФ и СНГ.

Заложенный потенциал преподавателя-методиста, дизайнера и руководителя образовательного процесса получил мощнейший импульс к развитию 2 года назад, когда я перешёл в ИМИСП.

Как знание закономерностей образования взрослых применяется на практике в ИМИСП (в широкой постановке вопроса)?

Фёдоров:

Взрослые должны учиться сами: опытный преподаватель лишь помогает им, апеллирует к их опыту, направляет ход дискуссии, побуждает к осмыслению того, что обсуждалась, даёт обратную связь.

Между преподавателем и 30-40-летним слушателем устанавливаются равные взаимоотношения. «Субъект – субъект», а не «субъект – объект», как в вузе, где люди получают первое образование.

Большинство занятий в ИМИСП строится не от привычного «от теории к практике», но скорее от практики к теории. Предлагается какая-то проблемная ситуация из бизнеса. На первый взгляд, понятная и очевидная. Слушатели решают её, представляют результаты работы. Но вскоре сами убеждаются, что решение было достаточно поверхностным, некомплексным или его не удалось согласовать внутри группы.

Преподаватель предлагает какой-то новый ракурс взгляда на ситуацию, даёт порцию новой информации, представляет концепцию или модель, которые могут помочь в поиске решения. Слушатели «перезагружают ситуацию», обмениваются идеями, рефлексируют, предлагают более зрелый вариант. В конце дня – фиксация и осмысление итогов. С чего начали – к чему пришли. Чего ожидали – что получили. Чем удовлетворены - чего не хватило. «Что-то одно главное», что вынес из занятия каждый. Новое знание формируется совместно, по крупицам, в групповой динамике.

Очевидно, иногда может прозвучать: «А нам этого не задавали», «А нам плохо объяснили». Всё дело в установках и мотивации. Слушатели программ уровня Executive МВА и Менеджер Pro, выбрав ИМИСП, сделали осознанный выбор: большинство платят за себя сами, и поэтому такие проблемы возникают редко.

Я лично на своих занятиях говорю 10, максимум, 20% времени, остальное время работают слушатели.

Можете привести примеры концепций и авторов, которые Вам близки? В контексте того, о чём мы говорим.

Фёдоров:

Интересные вещи появяются на стыке «Таксономии образовательных целей» Бенджамина Блума (1956) и «Теории множественных интеллектов» Ховарда Гарднера (1983). Все мои коллеги по ИМИСП, проектируя курс или отдельное занятие, в той или иной степени, учитывают «Цикл обучения взрослых» Дэвида Колба и Роджера Фрая (1975) и связанные с ними «Стили обучения» Питера Хони и Алана Мэмфорда (1982).

Все вышеперечисленные концепции имеют англосаксонское происхождение. Последние два автора британцы, остальные - американцы.

Есть авторитетные фамилии и в российском образовательном поле. Например, С.И.Змеев и Г.П.Щедровицкий.

Большой резонанс в своё время произвела статья наших коллег по отрасли С.Р.Филоновича и Г.Н.Константинова «Интеллектуальное предпринимательство, или Принципы обретения конкурентного преимущества в новой экономике» (Harvard Business Review – Россия, октябрь, 2005). Культовой стала книга «Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» (И.Нонака, Х.Такеучи).

Это уже "управление знаниями" (knowledge management), область, близкая к андрагогике, но о ней нужно говорить отдельно.

Владение секретами профессии помогает Вам самому в приращении знания?

Фёдоров:

Смею надеется, что – да. Приведу свежий пример. Я долго и внимательно выбирал курсы для совершенствования английского языка. Посетил лично несколько языковых школ. Вопросы, которые задавал, в значительной степени, касались методик, на которых построено обучение. В результате, начал со специальной методики по развитию памяти. Посвятил этому часть новогодних каникул.

© ИМИСП, опубликовано на сайте 11.01.17