IMISP - Интервью_А.А.Чернов_июнь2014
БИЗНЕС-ШКОЛА ИМИСП
EN
+7 812 318-31-51
ПН-ПТ 9:00—18:00
 

 

Единственное настоящее накопленное богатство человечества – понимание мира, основанное на знании



В 2014, юбилейном для бизнес-школы, ИМИСП ввёл новый формат общения с будущими слушателями, добавив к традиционным презентациям и мастер-классам “встречи с преподавателями”. Они включают в себя размышления преподавателей о своих дисциплинах, профессиональных интересах, эволюции запросов слушателей, своих реакциях на изменения.

Встречи проходят в очном режиме – наш сегодняшний гость Александр Александрович Чернов, штатный преподаватель ИМИСП, тренер-психолог, ответит на вопросы виртуально.


***

Вопрос:

Что за последние годы 10-15 лет изменилось в том «пуле человековедческих дисциплин», которые преподаёте Вы? А что осталось неизменным?

Ответ:

В моей части "пула" присутствуют управление человеческими ресурсами и коммуникации (в самых различных вариациях). Сюда же можно отнести и мою версию бизнес как система, т.к. в ней я делаю акцент на природных (биология, физиология, психология) ограничителях, которые необходимо учитывать в управленческой деятельности.

Все больше люди бизнеса понимают значимость таких дисциплин, желают не только найти ответы на вопросы в тонких поведенческих областях, но и развить навыки, полезные в этой сфере. Мои преподавательские подходы тоже меняются - не революционно, но, хочу надеяться, в направлении большей результативности для слушателей.

Я всё активнее пользуюсь таким риторическим приёмом как открытые вопросы к аудитории. Это оживляет дискуссию, усиливает интерактивность занятия, позволяет проверить, насколько глубоко слушатели усваивают преподносимый материал.

Стараюсь давать как можно более точные иллюстрации к концептуальным установкам, уделять внимание сквозной логике материала, регулярно обращаю внимание слушателей на основные постулаты курса. В коммуникативных курсах активно использую очень простой, но действенный прием: командная работа над подготовкой участия одного из членов команды в ролевой игре.

Вопрос:

Что из того, что Вы выносите в аудиторию, вызывает наибольший интерес, дискуссии у слушателей. Почему?

Ответ:

По моим наблюдениям, явный интерес слушатели проявляют к знаниям из области психологии. Насколько я понимаю, многих привлекает (скорее всего, иллюзорная) возможность их практического применения. Но большей частью люди хотят понимать механизмы поведения, многие пытаются менять, прежде всего, свое собственное поведение, представления о собственном потенциале.

Оживленные обсуждения вызывают фундаментальные, почти философские, или экономические вопросы (например, некоторые дефиниции или, например, вопрос о "природе денег"). Почему? Думаю, так происходит потому, что многими терминами мы пользуемся бездумно, по привычке считая их значения вполне ясными. При этом большинство, например, не может дать правильное толкование слова «капитал». Внимательному отношению к используемым терминам меня учили не только в университете, но в голландском центре менеджмента, где я провел несколько месяцев в середине 90х годов,  добавляя к квалификации "психолог" знания в области менеджмента.

Вопрос:


С какими слушателями, какими компаниями Вам интереснее всего работать?

 

Ответ:

Слушатели интересны все. У меня нет особых предпочтений по типам компаний, по типам характеров или по каким бы то ни было критериям ещё. Некоторые слушатели задают неожиданные, а иногда и странные вопросы: в первые мгновения и не сориентируешься – как ответить. Позже понимаешь: каждый такой вопрос это - здорово, это новая точка зрения, это шаг к истине.

При этом меня всегда вдохновляли слушатели, вырастившие свои компании «с нуля» до зрелого или близкого к зрелости уровня!

Вопрос:

Какой выпускной проект, которым Вы руководили за последние годы, Вам запомнился больше всего? Чем и почему?

 

Ответ:

Как часто бывает, запоминается удачное, успешное. И в этом случае мне сразу приходит на ум дипломная работа, оцененная на «отлично». Наш выпускник Петр Буслов (холдинг RBI) в прошлом году защищал проект выхода на рынок Ленинградской области с продуктом «Среднеэтажные жилищные комплексы».

Качественная работа завершилась качественной презентацией на защите. Меня это особо порадовало, поскольку техника презентации в моем преподавательском портфеле занимает далеко не последнее место. Результат был обусловлен хорошим взаимодействием научного руководителя и слушателя, ответственной работой над проектом последнего. А хорошее взаимодействие и ответственность дорогого стоят.

Вопрос:

По данным исследований Российской Ассоциации Обучения Предпринимательству (RAEE) успеха добиваются так называемые лидеры-предприниматели. Те, кто:

(а) видит и использует возможности
(б) эффективно использует ресурсы
(в) обладает сетевым мышлением
(г) является risk-taker по природе
(д) создает новые ценности
(е) импровизирует и действует интуитивно

А какие качества развиваете у своих слушателей Вы? Какие даёте базовые установки? Что стараетесь «донести и зафиксировать»?

 

Ответ:

Я нацелен на развитие своих (может, не глобальных, но крепких) концепций. Стараюсь прививать системный подход, обращаю внимание на используемые в практике бизнеса логические подходы и приемы.

Уверен, что установка «рассказывать просто о сложном» - правильная. Именно для руководителя важно иметь качественную простую (в лучшем смысле этого слова = обобщенную) концепцию. Усложненные подходы лишают руководителя маневренности, отвлекая массу времени и лишая сосредоточенности на стратегическом.

 

Вопрос:

Что бы Вы посоветовали руководителю отдела обучения и развития персонала развивающейся компании. От каких ошибок, иллюзий предостерегли?

 

Ответ:

Пожалуй, несколько советов в этом направлении я могу сформулировать на основании собственного опыта работы в качестве директора по персоналу:

  • Важно помнить, что личностный и профессиональный потенциал каждого вашего работника всегда значительнее, чем можно определить с помощью распространенных методик оценки
  • Вся работа с персоналом должна быть обусловлена долгосрочными целями сотрудничества компании и работника
  • Не надо бояться «неконтролируемого» развития работников. Бояться надо несостоятельных подходов к мотивации и оперативной слаженности, т.е. слабой синергии.
  • Надо серьезно работать над пониманием, формированием и развитием организационной культуры
  • Основная иллюзия в этой сфере состоит в том, что будь то бы существуют высокотехнологичные решения в управлении персоналом (путают с операционной деятельностью) и что их можно купить или заимствовать.

Вопрос:

А что можно посоветовать частному лицу, самостоятельно выбирающему бизнес-школу или тренинговую компанию и программу обучения? Чему, как, на каких фазах профессионального и личностного развития и в каком возрасте надо учиться?

Ответ:


Совсем не оригинальным и дженералистским будет мой ответ – учиться надо всегда, хотя бы, потому что это развивает мозг и способствует замедлению старения.

Если к этому добавить то, что самостоятельный человек именно в бизнес-школе встречается не только с преподавателями, но и с людьми из других компаний, что обогащает и общением, и опытом управленческих решений, то вывод очевиден.

Думаю, что, чем интегральнее картина мира человека (и личностная, и профессиональная), тем правильнее он будет вести себя в общечеловеческом и профессиональном смыслах. А это значит, что лучшие темы для учебы – темы, интегрирующие знания многих наук. Это могут быть философские, системологические, человековедческие дисциплины. Искусство, являясь синтетическим взглядом на жизнь, очень помогает формированию «интуитивного понимания» многосложных проявлений среды. Несомненно, нужно быть обращенным к искусству, повышать свою эрудированность и стараться внять тонким посылам художников (в широком смысле этого слова).

Уверен, что единственное настоящее накопленное богатство человечества – понимание мира, основанное на знании. И в хорошо организованном обществе оно может быть частично конвертировано в материальные богатства. Чем и занимается бизнес.

Спасибо за Ваши ответы!


С А.А.Черновым беседовал Д.Л.Павлов