IMISP - Интервью с Григорием Матыжевым, генеральным директором Metro-Петербург1, Членом Координационного Совета руководителей СМИ при Губернаторе Санкт-Петербурга, Членом Общественного Совета по рекламе
БИЗНЕС-ШКОЛА ИМИСП
EN
+7 812 318-31-51
ПН-ПТ 9:00—18:00
 

Профессиональный менеджер – это человек, который вырос из профессионала в какой-либо области, в человека, способного эффективно управлять людьми, при этом сохраняя и развивая свои компетенции как специалиста ... 

Интервью с Г. Матыжевым, генеральным директором ЗАО

Интервью с Григорием Матыжевым, генеральным директором Metro-Петербург1, Членом Координационного Совета руководителей СМИ при Губернаторе Санкт-Петербурга, Членом Общественного Совета по рекламе. 

Интервью продолжает серию бесед с выпускниками МВА ИМИСП. Григорий Олегович был назначен на нынешнюю должность вскоре после окончания программы.

***

─ Что такое, в Вашем понимании, профессиональный менеджер? Какие требования Вы предъявляете к людям, занимающим управленческие позиции в Вашей компании?

На мой взгляд, профессиональный менеджер – это человек, который вырос из профессионала в какой-либо области, в человека, способного эффективно управлять людьми, при этом сохраняя и развивая свои компетенции как специалиста уже в некотором спектре областей. Из личностных качеств необходимы инициативность, способность к, я бы сказал, самоцелеполаганию (это близко к самомотивации), самокритичность и готовность к риску.

Важно, чтобы с саморазвитием и ростом менеджер не выстраивал для себя пьедестал, сумел справиться с гордыней – надменностью и нарциссизмом. Второе – менеджер должен любить свое дело и быть лояльным к компании, гордиться своей работой. Для менеджера должна быть дорога его профессиональная репутация.

─ В чем специфика отрасли, в которой Вы работаете? Что может являться «benchmark» для других отраслей?

Основная особенность СМИ в том, что обычно один и тот же продукт таких компаний одновременно работает на двух принципиально различных рынках – информационном (В2С как правило) и рекламном (В2В). При этом какие-либо действия, предпринимаемые на одном рынке, обязательно скажутся на другом. Эта особенность обуславливает очень высокие требования к специалистам и менеджерам – узкая специализация в данном случае вредит, требуется широкий набор компетенций.

В настоящее время традиционные СМИ, к которым относятся и печатные, ожидают натиска со стороны цифровых информационных каналов, в основном со стороны Интернет, конечно. На информационном рынке мы уже ощущаем это давление, на revenue-generating рекламном – пока нет. Но общий тренд среди печатных СМИ – уход в Интернет, т.е., сознательное движение, во-первых, в сторону уменьшения доходов в кратко- и среднесрочной перспективе, а во-вторых, в сторону области, где у компаний на данный момент (подчеркиваю – на данный) ощущается серьезный недостаток компетенций.

В результате, в России положительных примеров заметных, успешных в финансовом плане интернет-проектов, инициированных печатными СМИ – единицы. Кстати, обратное тоже в целом верно – интернет-медиакомпании, пытавшиеся выйти со своими проектами в финансово более емкий офф-лайн, очень часто терпели неудачу. Пример газеты Metro, в том числе, в России, показывает, что и в рамках традиционной, даже стагнирующей, отрасли можно создать продукт нового типа, который чувствует себя разительно лучше рынка. В Петербурге в 2010 году выручка выросла на 20% даже по отношению к докризисному 2008. Но это не значит, что мы игнорируем диджитал-сферу. Работаем над нашими ресурсами, меняем их, совершенствуем, набиваем шишки, ищем возможности для M&A.

─ Кто является Вашим прямым начальником? Насколько Вы автономны в своих действиях (стратегически и оперативно)?

Здесь нет ничего необычного. Существует Совет директоров, который утверждает список задач – как тактических, в основном, через годовой бюджет, так и стратегических. Список задач формируется из целей, устанавливаемых головным офисом Metro International, и из предложений, выдвигаемых нами. Степень автономности высокая, а иначе и нельзя -  СМИ по характеру своему являются высоколокальным продуктом.

─ Что лично Вам дала программа МВА ИМИСП. Что Вы реально используете, представляя бизнес группы Метро в Санкт-Петербурге?

У меня маркетинговый бэкграунд, поэтому до обучения были пробелы в некоторых областях знаний. По степени полезности для себя на первое место я бы поставил 2 блока – финансовый и HR-менеджмент. Это не значит, что остальные блоки нам давали слабее, нет. Просто, скажем, в стратегии и маркетинге у меня базовый уровень был гораздо выше.

На вторую часть вопроса ответ будет лаконичным - использую эти знания поcтоянно.

─ Что из двухлетней программы вам запомнилось больше всего? Какое-то занятие, эпизод, период обучения. Что приходит на память (ассоциация) при упоминании МВА ИМИСП?

Запомнилось практически физическое ощущение собственного роста – роста знаний, профессионализма, самооценки, глубины перспектив …

─ В какой момент (в каком возрасте, на каком этапе развития карьеры и т.д.) имеет смысл «садиться за парту» МВА. Есть ли, на Ваш взгляд, какие-то общие рекомендации?

Рекомендаций по возрасту нет, не думаю, что этот фактор важен. Считаю, что крайне необходима возможность использовать полученные знания на практике. Нет, допустим, в силу специфики должности необходимости формировать финансовые отчеты и нет доступа к их изучению и анализу – знания забудутся, навыки потеряются.

─ Что из деловой литературы, СМИ и пр. Вы cами читаете регулярно (читали недавно и произвело впечатление)? Ваша настольная книга по менеджменту (если есть).

Деловых СМИ читаю много, тем более это занятие для меня заодно и изучение конкурентов. Из газет – наверное, все, что есть – «Деловой Петербург», «Коммерсант», «Ведомости», «РБК-Дэйли», из журналов люблю Forbes. Хотя бы раз в неделю просматриваю профессиональные онлайн-ресурсы – Состав, Медиагайд, Эдми, Гипп, Newspaperinnovation …

Последняя прочитанная книга – Аннет Айрис «Управление медиа-компаниями». Настольной книги нет, с высокой степенью постоянства возвращаюсь к работам Райса и Траута.

─ Есть ли у Вас любимая цитата классиков менеджмента?

Таких две. «Дифференцируйся или умирай» и «Если вы плохи в операциях, то проиграете с любой стратегией».

─ Как строится Ваш «среднестатистический» рабочий день?

Работа в ежедневной газете – это мясорубка. Это не я сказал, это Борис Гиллер2, но считаю эту фразу очень точной.

Мы каждый день должны делать новый продукт. Полностью, тотально новый. И помимо нового контента должны искать новые способы подачи, новые тематические потребности, отвечать актуальным информационным запросам. Каждую неделю, помимо регулярных планерок и совещаний, у нас происходят брэйн-стормы – по новым рубрикам, по новым приложениям (мы постоянно «щупаем» разные рыночные сегменты), по новым предложениям для клиентов, по новым маркетинговым акциям, новым каналам распространения и т.д. Много времени занимают раздумья и обсуждения интернет-возможностей, к слову сказать, здесь они (обсуждения) самые эмоциональные. Заметная доля времени уходит на GR, контроль KPI, встречи с клиентами (стараюсь раз в неделю лично встречаться).

─ В какой области (направлении, сфере знаний и т.д.) Вам представляется интересным совершенcтвоваться, развиваться в ближайшие годы?

Интересного много. Сейчас есть два основных приоритета – в сфере менеджмента это мотивационные схемы (в т.ч. нефинансовые), в отраслевой сфере - диджитал бизнес. И традиционное профессиональное хобби – спортивный маркетинг.

 

С Г.Матыжевым беседовал Д.Павлов


1 ЗАО "Издательский Дом "Три Короны"

2 бывший владелец издательской группы «Провинция»