IMISP -
БИЗНЕС-ШКОЛА ИМИСП
EN
+7 812 318-31-51
ПН-ПТ 9:00—18:00
 

Экспертное мнение ИМИСП. Чернов А.А.




Наемному менеджеру, задумавшему побег

Вопрос:

Какие качества, на Ваш взгляд, должны обязательно присутствовать у человека, который выбирает для себя путь собственника? Решается открыть свой бизнес?

Ответ: 

Разговор о качествах будущего собственника бизнеса не может быть однозначным. Но кое-что можно утверждать вполне уверенно. Современные представления о фундаментальных процессах и ошибках управления компаниями (например, управление жизненным циклом компании, многие лидерские концепции) на одно из первых мест среди необходимых качеств ставят способность адекватно оценивать свои собственные качества и общие характеристики среды.

Это то, что можно назвать общечеловеческой мудростью. Она всенепременно понадобиться для поддержания лидерской позиции собственника. Кстати, в моем понимании мудрость – это свод уже проверенных временем обобщений, сделанных некогда людьми. И обресть мудрость можно общаясь с людьми, обладающими развитым пониманием происходящего, и, несомненно, читая качественную художественную литературу.

Определенно можно говорить и о способности будущего собственника к обобщениям – к построению концептуальных картин своего бизнеса, то, что называют концептуальными навыками. Такая способность гарантирует преодоление будущих проблемных ситуаций, и, соответственно, рост бизнеса.

И, пожалуй, еще одна составляющая в необходимом наборе качеств должна присутствовать – развитое чувство личной свободы, самостоятельности и понимание своей роли в жизни общества.

Вопрос

С чего начинается новый бизнес? С идеи? Денег? Желания? Жизненной необходимости?

Ответ: 

С того момента, когда личностный потенциал ограненный жизненным опытом в какой-то момент получает возможность стать задействованным в новом качестве. Момент наступает по разным причинам. Они, собственно, и перечислены. Но есть существенная разница в предложенном наборе «начальных толчков».

Разница в том, что в двух случаях предприниматель действует мотивировано – движем собственной идеей и желанием, а при наличии денег и под воздействием жизненной необходимости человек действует скорее исходя из того, что он может. А «могу» и «хочу» - это величины, колоссально отличающиеся друг от друга.

Смысл отличий этих позиций в том, что предлагая рынку идею (продукт), мы рассчитываем на инвестиции в наш бизнес со стороны потребителей, мы решаем их задачи, предложив продукт. И за это получает их участие. Действуя с позиции «я могу» мы выступаем в качестве покупателя – ищем возможность решить свою задачу. Очень важно это осознать. Предприниматель, бизнесмен – тот, кто предлагает продукт, а не тот, кто его ищет.

Вопрос: 

Купить дом в пригороде Праги и сдать его в долгосрочную ренту и выращивать тюльпаны у себя на фазенде и продавать через автоматы-дистрибьюторы – это (с точки зрения бизнеса) – одно и то же? В чём разница?

Ответ: 

Наверное, об этом можно поспорить, но я готов утверждать, что - абсолютно разные вещи:

 - сдать дом в аренду – значит действовать в ключе «я могу», решать собственные задачи, действовать ради удовлетворения собственных потребностей. Наверное, в этом есть некая предприимчивость. Но вас будет волновать только величина ренты.

- выращивать у себя на фазенде тюльпаны  и продавать их другим людям – совсем другое дело. Вы общаетесь не только с тюльпанами, но и с потребителями (даже если и происходит это опосредованно). И вы строите свои отношения с ними, что в конечном счете приведет к созданию системы управления. Это бизнес

Вопрос:  

Можно ли, на Ваш взгляд, говорить об «эволюции мотивов», реализуемых  собственником в процессе осуществления предпринимательской деятельности? Предположим, что человек создал компанию в 30 лет, она успешно развивается, проходить намеченные «контрольные точки роста» и т.д. Что движет её владельцем в 35 лет, в 40, в 50?

Ответ:

Возможны разные сценарии. Они зависят от того, какими ресурсами обладает предприниматель на определенных ключевых этапах жизни самого родоначальника бизнеса и его детища. Под ресурсами понимаются отнюдь не только материальные активы. Но, в большей степени, это достигшие некоторой степени зрелости личностные качества предпринимателя. Не расплескав свой эмоциональную энергию, человек может продолжить совершенствование своей предпринимательской позиции – стать серийным предпринимателем, бизнес-ангелом, венчурным капиталистом.

Если предыдущие этапы оказались неожиданно эмоционально чрезвычайно затратны, вероятно, произойдет охлаждение. И в жизни человека наступит эпоха администрирования.

Несомненно, можно и в 50 лет сохранять мощный эмоциональный заряд. Но зависеть это будет не только от владельца этого заряда, но и от того насколько среда способствует его поддержанию.

Вопрос:  

На семинаре «Предпринимательская компания: взгляд в будущее», прошедшем в ИМИСП 16.11.10, Вы говорили: ... развитие технологий, отраслей, становление новых общественных механизмов  приведут к высвобождению личностных начал людей и ориентации бизнесов на новые потребности. Это значит, что производства будут все более и более приближаться к потребителю (кастомизироваться) и «разукрупняться».

Как сказанное выше коррелирует с консолидационными трендами в ключевых отраслях? Всё меньшее количество игроков претендует на всё большие доли доходов …

Ответ:

Есть разные тренды – в зрелых отраслях – консолидация, а где-то рядом создаются новые отрасли или продукты. И количество их велико. Поэтому общая картина не может быть описана только со стороны зрелых устоявшихся отраслей.

Вопрос:  

Доля малого бизнеса в структуре экономики Германии и экономики России отличается почти на порядок. Отставив в сторону такие факторы как законодательство, доступность кредитов, инфраструктура и пр., каковы, на Ваш взгляд, другие глубинные причины такового расхождения?

Ответ:

Ответ мне видится очень простым: общее настроение, которое является результатом существенной недостаточности системы управления в стране. Мы часто забываем, что человек живет в среде, не только среди людей. И там, где накоплено так называемое «общественное богатство», люди ощущают общую стабильность и имеют более позитивный прогноз на завтра. Это работает. У нас явный недостаток «общественного богатства» …

Вопрос: 

У Вас лично есть опыт предпринимательства в 90е годы. Почему перестали заниматься этим? Что это дало Вам в личностном плане?

Ответ:

Есть опыт предпринимательства и в 2000-е. Перестал… и не перестал, наш институт сам по себе вполне предпринимательская структура, в которой есть место личному предпринимательству преподавателей – разработка авторских программ, например.

В личностном плане я получил замечательный опыт, который, надеюсь, добавил мне мудрости. Появилось четкое представление о множественности факторов, которые приходится учитывать предпринимателю. И о том, что всегда есть некоторая неопределенность. Стал лучше понимать, чем я силен, чем – не очень.